История создания
Локация «Кордон» в версии 1154
Разработка игры началась в 2001 году, правда тогда она называлась «Oblivion Lost» (русск. Потерянное забвение) и отношения к Чернобылю не имела. Сюжет был завязан на постройках ацтеков и иных мирах. В подтверждение словам разработчиков в интернете стала доступна одна из сборок «Oblivion Lost» — 1096. Через год, в 2002, после поездки компании GSC Game World в Чернобыль концепция игры полностью изменилась. Теперь она называлась «S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost» и стала напрямую относиться к ЧАЭС. И через некоторое время снова повторилась история с появившейся в интернете сборкой, уже под номером 1154. В сборке присутствует две территории, это:
* Кордон, тогда еще имевший большие размеры чем в финальной версии игры.
* НИИ «Медприбор», который в последствии стал называться НИИ «Агропром».
Так же в данной сборке есть возможность использовать транспорт — «Ниву». Затем, независимо от «утекшей» сборки, GSC начало сильную пиар-компанию с показом видео и скриншотов (англ. screenshot) из игры. Благодаря этому стало известно что в игре должны были быть такие локации (англ. location) как: Завод «Росток», Собачья Деревня, Темный Кордон, Мёртвый Город и Болота. Такие монстры как: Бюрер, Химера, Излом, Крысы, Зомби. И такой транспорт как: Нива, Камаз, ЗАЗ, БТР, Т-40, Москвич, УАЗ.
В марте 2003 года появился издатель игры — компания THQ. После появления издателя назвали первую дату релиза — середина 2004 года. Но игра не вышла, а релиз был перенесен на 2005 год. Затем опять что-то произошло и выпуск игры был снова отложен. В 2005 году в интернете появилась новая сборка игры, на этот раз — мультиплеерная (англ. multiplayer).
Дату релиза мировое сообщество узнало в 2006 году, это было мартом 2007.[12][13]
А 3 марта 2009 года разработчики объявили о доступности для свободного скачивания сборки 1935, датированной 18 октября 2004 года.[14]
[править] Сюжет
[править] Предыстория
Действие происходит в альтернативной реальности, где 12 апреля 2008 года (тут есть противоречие — в самой игре приведена дата 12 апреля 2008, а на официальном сайте — 12 апреля 2006 года) в 14.33 произошёл второй взрыв на территории печально известной Чернобыльской атомной электростанции. Этот взрыв ознаменовал появление так называемой «Зоны», места, внутри которого появляются разнообразные аномальные явления, например, разнонаправленные гравитационные потоки силой более 100g. Сама история второго взрыва на бывшей ЧАЭС окутана мраком, и, желая расследовать эту ситуацию, правительство Украины посылает в Чернобыль войска. Однако их действия на территории зоны заканчиваются провалом.
В связи с провалом экспериментов, территория зоны была ограждена, построены блокпосты на главных точках подхода в Зону. Зона стала крайне охраняемым объектом.
Спустя некоторое время, с территории Зоны начинает приходить информация о мутировавших животных, о продуктах аномалий — так называемых артефактах («хабаре»), которые в прошлом являлись какими-либо привычными предметами. Попадая в аномалию, предметы приобретают уникальные свойства, например если человек или животное попадают в аномалию «Карусель», из их тел могут получиться артефакты «Кровь Камня», «Ломоть Мяса» или «Душа», которые поднимают у людей уровень регенерации клеток. Однако новые клетки более молоды, и сильнее подвержены влиянию внешней среды.
Многие сорвиголовы, желая быстро заработать, начали проникать на территорию «Зоны», дабы добыть ценный артефакт и продать его учёным.
Спустя год, на территории Зоны появились люди, на руках которых были татуировки в виде аббревиатуры «S.T.A.L.K.E.R.». Такую татуировку наносили в группе О-Сознание тем, кого они использовали в качестве своих невольных агентов. Как правило, это были люди, выполнявшие какое-либо задание для О-Сознания, внедренное им в подсознание. Данная группа породила среди человеческих обитателей Зоны легенду об «Исполнителе Желаний». Группа верила в коллективное сознание и работала над способом общения с ноосферой — информационной оболочкой Земли.
Итак, 2012 год. Главный герой — чудом уцелевший сталкер из «грузовика смерти» (используются для вывоза из центра Зоны тел погибших сталкеров и доставки, под таким прикрытием, агентов О-Сознания внутрь Зоны; такой грузовик обладает радиационным фоном, во много раз превышающим нормальные условия жизнедеятельности человека). Память главного героя стерта, а единственная зацепка — запись в КПК: «Убить Стрелка».
[править] Концовки
В игре существуют семь концовок. Достижение той или иной концовки определяется выбором и выполнением (либо невыполнением) различных заданий, а также некоторыми показателями игрока (количество денег, рейтинг-репутация).
Концовки с участием «Монолита»:
1. «Власть» — хочет иметь власть над всем, и его душа уходит в монолит. Условие: убить лидеров группировок «Свобода» и «Долг» Лукаша и Воронина.
2. «Богатство» — с крыши сыпятся гайки (сталкер, обманутый Монолитом, видит, как с неба сыпятся золотые монеты). В результате герой остаётся под завалом обломков крыши. Условие: игрок накопил много денег, больше 50 тысяч рублей, при этом лидеры группировок живы.
3. «Апокалипсис» — загадывает, чтобы человечество исчезло, так как само этого заслужило. Исчезает в темноте после серии галлюцинаций. Условие: очень низкая репутация -меньше 1000 (много убитых сталкеров), денег меньше 50 тысяч рублей, лидеры группировок живы.
4. «Чтобы зона исчезла» — загадывает, чтобы зона исчезла — показывают цветущий окружающий мир, но это иллюзия, герой слепнет (возможно, умирает или превращается в зомби). Условие: репутация не меньше 1000, убить много монстров, денег меньше 50 тысяч рублей, лидеры группировок живы.
5. «Бессмертие» — превращается в статую. Условие: репутация меньше 1000, денег меньше 50 тысяч рублей, лидеры группировок живы.
Концовки с участием «О-сознания»:
1. «Присоединение к группе „О-сознание“» — присоединяется к группе «О-сознание» (создатели Зоны) и ложится в колбу. Условие: согласиться присоединиться к группе «О-сознание».
2. «Мир на земле» — Появляется возможность пройти дополнительный уровень, состоящий из цепочки участков на крышах строений у саркофага ЧАЭС на которые главный герой попадает с помощью телепортов. По завершении пути, попадает в помещение, где расстреливает колбы, в которых покоятся те, кто присоединился к «О-сознание», после чего зона исчезает и мир приходит в норму. Условие: дойти до самого конца игры, отказавшись от присоединения к «О-сознанию».
[править] Группировки
* Одиночки - Сталкеры не присоединившиеся к группировкам. Ходят в одиночку или небольшими группами. При возникновении опасности объединяются. Группы могут иметь большие размеры и способны контролировать определённую территорию. Возглавляют их сталкеры-ветераны. Пример: группа Стрелка, Беса, штурмовой отряд в Припяти.
* «Свобода» — Анархисты и сорвиголовы, объявившие себя борцами за свободу на территории Зоны, и поэтому постоянно конфликтующие с армейскими подразделениями, военными сталкерами и группировкой «Долг». «Свобода» считает, что информацию о происходящем в Зоне нельзя скрывать от человечества, таким образом оспаривая монополию правительственных организаций на владение местными тайнами и чудесами.
* Военные — Контингент войск находящийся в зоне и охраняющий её. Иногда проводят экспедиции в глубь зоны. В сталкеров стреляют на поражение без предупреждения, за что заработали неприязнь сталкеров к воякам. Так же они довольно часто берут «хабар» и взятки за пропуск через кордон или различные КПП. На вооружении имеют вертолёты и БТР, но, как правило, используют их только для спецзаданий.
* Бандиты — Представители криминального мира, пришедшие в Зону по разным причинам: заработать на продаже артефактов, скрыться от закона, купить или продать оружие. В Зоне много подобного элемента уровнем от шпаны до серьёзных уголовников. В большинстве своём объединены в банды. Хотя единой бандитской организации в Зоне до сих пор нет, сильно докучают рядовым сталкерам.
* «Долг» — Военизированная группировка, отличающаяся строгой дисциплиной: её члены живут фактически по уставу. Только представители «Долга» не торгуют уникальными порождениями Зоны с внешним миром: по слухам, все найденные этими людьми артефакты сдаются учёным. Каждый «долговец» считает своей главной целью защиту мира от воздействия Зоны. Большинство операций группировки связаны с истреблением монстров, поэтому рейды «Долга» нередко избавляют рядовых сталкеров от многих насущных проблем. Давно и яростно враждует с группировкой «Свобода».
* «Монолит» — Группировка, скорее напоминающая религиозную секту. Её члены верят, что в центре Зоны покоится эволюционный кристалл неземного происхождения — Монолит. Большинство сталкеров презирают адептов «Монолита», считая их помешанными. Со времени своего образования группа препятствует продвижению сталкеров к центру Зоны, мотивируя это недобрыми намерениями последних в отношении Монолита. По слухам, у «монолитовцев» есть крупная база где-то ближе к центру Зоны, но точного её расположения не знает никто, кроме самих членов группировки.
* Наёмники — Самая загадочная и скрытная группировка в Зоне. Кое-кто постоянно пользуется услугами наёмников: профессионалы в своей области, они быстро расправятся с любым сталкером и даже могут полностью ликвидировать небольшую группировку. За свои услуги, судя по всему, берут немалые суммы в деньгах или артефактах. Расположение базы данной группировки до сих пор остаётся загадкой; очевидно, она находится где-то в глубине Зоны.
* Учёные — Исследователи природы Зоны и её порождений. При хорошем отношении с их стороны удачливый сталкер может хорошо сбыть найденный в Зоне хабар учёным без торговца-посредника.
* «О-Сознание» — это группа учёных, которая поставила перед собой цель изменить мир. Являются причиной возникновения зоны. Когда Меченый задаёт вопрос «Кто вы?», они отвечают ему следующим рассказом:
«Мы — „О-Сознание“, группа исследователей, которые поставили перед собой цель изменить мир. Известно, что Землю окружает особое информационное поле — ноосфера. Она тесно связана со всеми разумными существами на планете и хранит все их мысленные образы. Мы решили подключиться к ноосфере и внести в нее изменения: убрав всё темное, что породило человечество, сделать мир идеальным. Ни один человеческий разум не обладает достаточной мощью, чтобы взаимодействовать с ноосферой, поэтому мы объединили наши сознания»…
* Военные сталкеры — Солдаты, прошедшие после опыта службы в Зоне специальную подготовку, или сталкеры, подписавшие контракт с армией. Снабжаются большим количеством вспомогательной аппаратуры, хорошо вооружены и экипированы. В основном используются для изучения причин и последствий катастрофы, а также занимаются картографированием Зоны. Могут ходить как поодиночке, так и группами до пяти человек. Обычных сталкеров к себе не подпускают — сразу же открывают огонь. Однако бывает и так, что военные сталкеры охраняют учёных, так как у последних обычно нет навыков обращения с оружием и т. п.
[править] Вырезанные
* «Грех»[источник?] — это зомбированная группа сталкеров. Когда-то члены этой группировки были религиозными фанатиками, которые верили в божественную сущность Зоны, в последнее искупление человечества. Конфликт со всеми группами. Атакуют любых сталкеров. Сталкеры одеты в тёмные плащи с сильно надвинутыми капюшонами, так что не видно лица.
* «Чистое Небо»[источник?] — своеобразные сталкеры-экологи. Изучают зону, ищут метод излечить мир от этой язвы. Ко всем группировкам относятся нейтрально (возвращены в приквеле, однако основные цели группы, похоже, изменились).
* «Последний день» — точной информации нет, но от Бармена можно узнать, что сталкер Призрак убил лидера этой «отмороженной группировки».
* «Черные слизни»[источник?] — бандитские группы, которых можно встретить только в «предбаннике» Зоны. Одеты в черный плащ и камуфляж. По слухам, именно они являются прообразом «Ренегатов» из Чистого неба. Возвращены в некоторых модах.
* «Искатели»[источник?] — еще одна группировка сталкеров-экологов. Достоверной информации мало, известно, что их база находилась в вырезанной локации Dark escape.
* «Тёмные сталкеры» - клан сталкеров-полумутантов. Информация практически отсутствует. О внешнем виде можно судить по изуродованному лицу человека на обложке диска с игрой. В ресурсах игры можно найти их текстуры.
[править] Монстры
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
[править] Существующие
Слепой пёс
Результат генетического улучшения некоторых пород домашних собак, в частности бультерьера, и дальнейшим скрещиванием с одичавшими особями. Встречаются на пустырях, свалках и заброшенных сооружениях стаями в 10-15 особей. Развит коллективный разум, по одиночке трусливы. Главной особенностью является полное отсутствие зрения и развитие так называемого шестого чувства.
Псевдособака (Псевдопёс, Чернобыльский пёс)
Мутировавший волк. Ведёт одиночный образ жизни, может возглавлять стаю слепых собак. Атакует в прыжке, при этом закатывает глаза, теряя на короткое время возможность видеть противника. Природные враги, кроме человека, контролёра и химеры, не встречаются.
Кабан
Более крупнее и агрессивнее своего сородича. Повадки носорога. Облысел, густая жесткая шерсть только на брюхе. Копыта срослись и стали более острыми. Нападает на любой движущийся объект в пределе видимости.
Плоть
Продукт постоянной мутации в нескольких поколениях свиньи домашней. Увеличен размер мозга, различное строение глаз. Округлое тело, тонкие длинные ноги делают её плохим охотником и хорошей целью. Однако загнанная в угол или будучи голодной плоть способна вполне неплохо атаковать.
Псевдогигант
Неизвестного происхождения, каплевидное, 2-х или более метров в длину существо. Чрезвычайно сильные, пользуясь своими руконогами, способны создавать разрушительные волны в пределах определённого радиуса. В головной части появился особый чешуйчато-костный покров, а кости по прочности не уступают металлу. Убивается гранатами. Места обитания — подземелья лабораторий с узкими проходами.
Зомби
Сталкеры и военные, попавшие под воздействие излучателя Кайманова возле Янтаря, "Выжигателя мозгов" или мутантов-псиоников. Разрушение личности зависит от силы и продолжительности воздействия. Будучи вооруженными, зомби открывают огонь по любым незомбированным существам. Отсутствие болевых ощущений и замедленный метаболизм делают их весьма проблемными противниками.
Снорк
Неизвестно, какие условия могут довести человека до такого состояния. Снорки — это сумасшедшие, абсолютно поддавшиеся животным инстинктам. Передвигаются на четырёх конечностях, постоянно обнюхивая землю в поисках жертвы. Изменился внутренний ножный покров: появилось большое количество сухожилий, позволяющих сноркам совершать невероятные прыжки. У некоторых особей на теле — остатки армейской экипировки, что позволяет предположить в них пропавших без вести сталкеров.
Полтергейст
Поистине сверхестественные невидимые существа, встречающиеся тольков глубине Зоны обитая, как правило, внутри полуразрушенных зданий. О происхождении ничего достоверно не известно;бытует легенда, что это духи сталкеров попавших под мощный выброс. Механические проявления этих невидимок действительно соответствуют легендам о полтргейсте (Откуда и название) и отличается разнообразием: от периодического воя и смеха до появившихся из ниоткуда опасных огненных шаров. К сожалению, сведения об этих явлений черпаются из невнятных и довольно противоречивых рассказов, правдивость которых вызывает сомнения.
Тушкан
Небольшие зверьки, прародителями которых по видимому является обычная крыса. Изменились способы передвижения, передние конечности короткие ,задние удлиннились (Отсюда и название). Действуют стайкой от 7-10 и более особей, в одиночку нападают редко. Места обитания Тёмная долина, Припять.
Кровосос
Полулегендарный монстр - матёрые сталкеры описывают его, как Высокого сутулого гуманоида со множеством щупалец вместо рта. По их словам, с помощью щупалец данное существо питается: впиваясь ими в шею живой жертвы парализуя её и высасывает её кровь; после такой процедуры от человека остаётся лишь высохшая оболочка. Наиболее удивительная способность в кровососе - его способность становиться невидимым. Судя по всему видно, эти создания ответственны за смерть большого количества сталкеров. мало, кто остался в живых - и, судя по рассказам этих счастливчиков, кровососы предпочитаю сырые места, вроде болот и подземелий.
Контролёр
Результат экспериментов учёных. Редкий мутант, встречающийся близко к центру Зоны. Внешне напоминает гуманоида с непропорционально увеличенной головой. обладает развитым восприятием, а также способностью контролировать поведением менее развитых существ, Матёрые особи могут брать под контроль даже людей. Это опасный противник, встречи с которым боятся даже опытные сталкеры.
[править] Вырезанные[источник?]
Многие из вырезанных мутантов восстановлены в модификациях из ресурсов игры.
Бюрер
Низкорослые гуманоиды.Результат секретной правительственной программы по развитию телекинетических способностей у человека.Эксперименты ставились на заключенных. Обитают в подземельях(различных лабораториях,подвалах и т.п.). При встречи швыряют в противника предметы,используя телекинез. Также обладают способностью предвидения, заранее зная о приближении врага. Заменили карликов, от которых мало чем отличаются. Вырезаны из игры, согласно слухам, из-за некорректного поведения в узких коридорах.
Карлик
Человекоподобный мутант с укрупнённой головой и жёлто-зелёной кожей. Обитают в подземельях, заваливают ходы используя телекинез. В постоянной вражде со слепыми псами. По первоначальным планам должны были иметь босса, именуемого бюрером.
Химера
Продукт программы создания универсального животного-защитника (УЖАЗ). Происхождение по внешним признакам выявить не удаётся, скорее всего генетическая комбинация различных видов в т.ч. человека. Четвероногое существо с двумя головами (одна из них недоразвита), как следствие этого присутствует дублированная система внутренних органов. На конечностях огромный когти. Передвигается прыжками. Первоночально задумывалась как "тварь с Болот".
Кот
Обычный представитель семейства кошачьих, подвергшийся мутациям. Вырезаны, по-видимому, из-за соображений о слепых псах.
Крыса
Крысы в больших количествах весьма опасны. Вырезаны, согласно имеющимся данным, из-за необходимости отыгрывать огромное количество анимаций одновременно, что нагружает компьютер.
Крысиный волк
Наиболее крупная крыса, превосходит сородичей по размерам в несколько раз. Вожак стаи.
Зомби гражданский
Жертвы пси-излучателей и контролеров. Представляют из себя ходячие полутрупы. Судя по всему,это следующая ступень деградации зомбированных сталкеров. Есть также версия, что это мертвецы-сталкеры, ожившие после Выброса или попавшие под него. Причины вырезки неизвестны
Излом
Судя по всему излом - это мутировавшие люди, вероятно - оставшиеся в Зоне местные жители. Одет в плащ, под которым прячет гипертрофированную конечность. При встрече может поделиться полезной информацией в обмен на пищу, однако может нанести смертельный удар конечностью, когда жертва отвернется. Вырезан, так как разработчики смогли сделать лишь агрессивного монстра, не более.
Тварь с болот
Первоначально это было двуногое существо с двумя головами. Обитало на Болотах. Особенностей кроме неприглядной внешности не имела, за исключением двойного мозга засчет втрой головы. Позднее была переделана в химеру. Причины исчезновения мутанта неизвестны. В приквеле "Чистое Небо" болотной тварью зовётся подвид кровососов, обитающих на Болотах.
Псевдолюди
Монстры, не ушедшие дальше концепта. Сохранился только набросок внешности. Сильно обезображенные человекоподобные существа.
[править] Локации
[править] Существующие
Перестрелка с бандитами на АТП
Кордон
Здесь начинается действие игры. Своего рода Кордон — предбанник Зоны, дорога в ее глубины. В основном, здесь собираются новички или сталкеры из глубокого рейда. Совсем недалеко Периметр — с Кордона ты ещё можешь вернуться назад, если передумаешь. Территория находится под присмотром военных. В одной из заброшенных деревень можно встретить лагерь, где опытные сталкеры натаскивают «зелёных» напарников. Главный там Волк. Неподалёку располагается бункер. Там живёт местный барыга и скупердяй Сидорович. Из примечательных мест, кроме выше перечисленных, можно отметить лишь старый АТП, где разбили свой лагерь бандиты и блокпост у железнодорожного моста. Монстров на Кордоне почти нет, радиационный фон нормальный, изредка встречаются недорогие артефакты.
Свалка
Следующая после Кордона территория, здесь можно найти много недорогих артефактов, а так же нажить себе проблем в виде бандитов, коих там очень много. Отсюда открываются дороги на множество локаций.
НИИ «Агропром»
Территория бывшего института, объект притязаний военных. Радиационная обстановка нормальная, есть аномалии, артефактов не слишком много, однако при известном везении можно найти неплохие экземпляры.
Подземелье НИИ «Агропрома»
Небольшой лабиринт под землёй. Там находится тайник Стрелка. Радиационный фон в пределах нормы, однако туннели изобилуют аномалиями типа «Холодец».
Лаборатория Х-18
Очень жуткое место. Здесь необходимо спуститься довольно глубоко под землю в помещение лаборатории, где надо найти трупы двух ученых, у которых находятся секретные коды для разблокировки дверей лаборатории, без открытия которых игрок не пройдет дальше. Монстров практически нет, за исключением псевдогиганта, пары снорков и полтергейстов, которые воздействуют на окружающие предметы, поднимая их в воздух и швыряя в игрока. Зато атмосфера страха реализована превосходно: во всей лаборатории царит полная тишина, нарушаемая лишь каким-то скрежетом и отдаленным топаньем монстров. В середине локации в обширном зале игрок находит псевдогиганта. После того, как документы будут забраны, игроку необходимо самому найти выход из лаборатории, проследовав по этому же пути назад.
Бар «100 Рентген»
Часть территории завода «Росток», контролируемая группировкой «Долг». Это своего рода оазис Зоны, безопасное место без аномалий и мутантов, где можно спокойно отдохнуть, закупить снаряжение, попробовать свои силы в боях на Арене или получить новые задания. Главный в баре мужик с символичной кличкой Бармен. Он действительно бармен в заведении, а по совместительству еще и торговец.
Дикая Территория
Ещё одна часть территории завода «Росток»; по всей видимости, что-то вроде промышленного вокзала. Хорошо вооружённые наёмники, являющиеся основным «населением» локации, представляют серьёзную опасность для сталкера-новичка. В отдельных местах наблюдаются скопления аномалий «Жарка» и «Электра»; «Жаркой» образованы почти все местные артефакты. Радиационная обстановка в целом нормальная.
Тёмная Долина
Довольно странное место. Здесь довольно тихо, однако заброшенные здания в Долине облюбовали бандиты под предводительством Борова. Радиационная обстановка в целом нормальная, хотя в отдельных местах сильно «фонит». Весьма много разнообразных аномалий. Внимательный сталкер имеет шанс найти здесь дорогие и полезные артефакты. Также, на переходе к кордону группа сталкеров облюбовала себе под убежище бывшую ферму.
Янтарное озеро
Долина на месте пересохшего озера. Здесь располагается небольшой мобильный лагерь учёных и строения одного из заброшенных НИИ. Значительная часть территории находится под интенсивным пси-излучением, и по всей долине бродят агрессивные зомби и снорки. Аномалии и открыто лежащие артефакты почти не встречаются, однако внимательный осмотр тайников может щедро вознаградить удачливого сталкера. При подъёме на холмы есть риск влезть в зону повышенной радиации.
Лаборатория Х-16
Секретная лаборатория под заброшенным заводом близ Янтарного озера.
Военные Склады
В первую очередь замечательны тем, что здесь находится база группировки «Свобода». Собственно склады занимают лишь небольшую часть локации (там и находится база анархистов); кроме них, здесь есть небольшая деревенька, которую с грехом пополам делят несколько адептов "Свободы" отправленных на разведку и стайка кровососов. На востоке располагается небольшое радиоактивное болотце, с одной стороны окружённое минным полем. Проход к старой РЛС, более известной как «Радар» или «Выжигатель Мозгов», охраняется блокпостом «Свободы» — здесь заканчивается относительно безопасная периферия и начинается север Зоны. Аномалий не слишком много, кроме того, иногда попадаются дорогие и полезные артефакты.
Радар
Страшное место. Как только ступаешь на эту выжженую землю, полную боевиков клана «Монолит», зрение тут же становится монохромным, начинаются галлюцинации в виде монстров. Радиоационный фон на территории Радара часто завышен, что сильно затрудняет продвижение, как и сектанты-монолитовцы. Радар так же именуется «Выжигателем Мозгов». Почему так? Причина проста. От некоего комплекса зданий, находящегося на локации, исходит сильное психотропное излучение, которое за некоторое время может выжечь человеку мозги, превратить его в зомби, в обугленную головешку Зоны, или просто в пустую оболочку, не имеющую разума. На монолитовцев излучение не действует. Возможно, тут дело в их полной отмороженности?
Лаборатория Х-10
Поистине страшное место. Тут сыро и царит полумрак — излюбленное место кровососов, коих здесь очень много. Где-то здесь находится аварийный выключатель «радара», однако найти его в мрачных лабиринтах лаборатории не так-то просто.
Припять
Город существует в реальной жизни. Как в игре, так и в жизни бывший город энергетиков заброшен. В игре он относится к центру Зоны, а следовательно, из людей там остались только «монолитовцы». Город сделан по реальным снимкам Припяти и многие места хорошо проработаны, однако город в игре находится строго южнее ЧАЭС, тогда как в реальности он северо-западнее. В игре город сыграет косвенное значение, через него надо будет просто прорваться к ЧАЭС. В городе неблагоприятный радиационный фон, много аномалий и присутствуют артефакты. Мутантов практически не будет. В игре он, правда, уменьшен.
ЧАЭС (подход к станции)
На подходе к станции игрок сталкивается с прорывающимися к саркофагу военными, которые могут убить его. После прохода за ворота начинается отсчет — время до выброса, за которое игрок обязан добежать вдоль турбинного зала к люку, который является входом в саркофаг. Здесь придется столкнуться с большими силами военных, поэтому игрок должен быть готов к этому (иметь достаточное количество аптечек и бинтов).
ЧАЭС (Саркофаг, Монолит)
Через люк игрок проникает внутрь саркофага. Здесь темно и царит тишина, Периодически раздается мощный голос монолита, который зовет Сталкера словами: «Твой путь завершается, иди ко мне…». Здесь прячутся солдаты монолита в экзоскелетах, поэтому придется применить хорошую силу. В секретном помещении под реактором можно достать патроны и экзоскелет, однако радиация в этом месте очень высокая. Пройдя к монолиту, можно обнаружить одну из пяти так называемых «ложных» концовок (выбор происходит в зависимости от результатов прохождения игры).
ЧАЭС (Саркофаг, установка управления Монолитом)
Если игрок отказывается идти к монолиту и в предыдущих частях игры успешно выполнил ряд сюжетных заданий, он может попасть в секретную лабораторию за помещением реактора ЧАЭС. Там, преодолев сопротивление монолитовцев, игрок находит установку, которая обеспечивает работу монолита. Разбивая энергетические модули, игрок нарушает работу системы и вызывает «дух» монолита, с которым ведет разговор. Монолит открывает свою истинную сущность: в действительности, это оказалась группа ученых «О-Сознание», ставящих эксперименты по связи с ноосферой — информационным полем Земли. На вопрос Стрелка «Что теперь?» Монолит отвечает, что у него есть два пути: он может присоединиться к ним, либо не присоединиться, но в противном случае Монолит предупреждает о возможной нестабильности зоны после разрушения установки для связи с ноосферой. Здесь игроку открывается первая «истинная» концовка.
ЧАЭС (открытое пространство)
Отказавшись от присоединения к «О-Сознанию», Меченый выходит из саркофага на открытое пространство. Локация построена так, что игрок борется с небольшими отрядами монолита, перемещаясь с места на место с помощью множества телепортов, расставленных по всей локации. Игрок не может долгое время оставаться на земле — сильное излучение быстро убивает его, несмотря на возможную сильную защиту. Радиационный фон слабый. После прохода игрока через все телепорты наступает вторая «истинная» концовка игры: Меченый расстреливает все колбы, в которых находились присоединившиеся к «О-Сознанию», Зона исчезает. Идет ролик, в котором показано чистое голубое небо и солнце, а Меченый лежит на зелёной траве. Подлетает стрекоза — показатель чистоты экологии в местности.
[править] Вырезанные
В финальной версии игры, было вырезано несколько локаций, которые планировали включить в игру.[15] Это:
* Завод «Росток» (Дикая Территория, Бар). Сам завод из игры вырезан, но присутствует в локации «Тёмная долина». Должен был распологаться западнее Кордона,где в Чистом Небе расположены Болота.
* Собачья Деревня. Локация вырезана, хотя очертания на карте Зоны присутствуют. Заброшенная деревенька к югу от Темной Долины, в мрачных подвалах поселились слепые псы и псевдособаки.
* Тёмная Лощина (другие названия — Дарк Эскейп, Кишка Зоны). Вырезан из игры, хотя очертания на карте Зоны присутствуют. Достоверной информации нет, но по слухам именно в Лощине должна была распологаться база вырезанной из игры группировки «Искатели».
* Мёртвый Город. Из игры вырезан, в «Чистом Небе» заменён на Лиманск. Очертания на карте Зоны присутствуют. Довольно большой городок к западу от Военных Складов, в нём жили энергетики, не имевшие дома в Припяти и Чернобыле. Понятно, Мёртвый Город вымышлен. По задумке разработчиков там должны были находиться базы бандитов и наёмников.
* Мертвый лес. Через него игрок должен был бежать из плена наёмников в Мёртвом Городе.
* Болота. Вырезаны из игры, возвращены в «Чистом Небе». На карте можно найти очертания (ниже «Агропрома»). Огромный массив непролазных топей.
* Подземелья Припяти. По некоторым источникам в планы разработчиков входило создание огромной подземной локации, соединяющей все лаборатории и объекты в одно целое. Таким образом, например, из Х-18 можно было попасть на ЧАЭС. Яростно охраняются "Монолитом". В сторону правдивости говорит наличие множество дорог в никуда и кодовых дверей на верхних уровнях игры, а также разработка этой локации в приквеле "Чистое Небо". Их существование подтвердил недавний выход Build 1935, где представлены обширные подземные тоннели.
* Генераторы. Небольшая локация севернее ЧАЭС, по сути является наиважнейшей, поскольку Второй взрыв произошел там. Об этом говорит статья в ПДА о происхождении Зоны: "С помощью спутников удалось выяснить, что эпицентр взрыва находился не у блоков самой АЭС, а в километре от них". В оригинальной версии такого места нет. Почему - неизвестно.
[править] Предметы
[править] Оружие
Название в игре Реальное название оружия Краткое описание
Пистолеты
ПМм ПМ
ПБ1с ПБ Пистолет с интегрированным глушителем. Ёмкость магазина 8 патронов. Единственное достоинство — тихий выстрел.
Фора-12Мк2 Форт-12 Средняя надежность. Ёмкость магазина 12 патронов
Волкер П9м Walther P-99 Ёмкость магазина 16 патронов.
ХПСС-1м Browning HPSA Относится к оружию опытного сталкера. Браунинг Хай Пауэр заслуженно считается одним из лучших пистолетов ХХ века. Надёжный, мощный, с хорошей точностью. Ёмкость магазина 13 патронов.
Марта Беретта FS92 Ёмкость магазина 15 патронов.
Кора-919 Кольт M1911 Ёмкость магазина 7 патронов.
СИП-т М200 SIG-Sauer P220 Благодаря прекрасным характеристикам нашёл признание во всём мире. Ёмкость магазина 7 патронов.
УДП Компакт H&K USP Солидный пистолет сталкера-ветерана. Мощный, качественный и дорогой. Ёмкость магазина 8 патронов.
Пустынный Орёл Desert Eagle Солидная пушка. В модифицированном варианте мощное и удобное оружие.
Ружья
ТОЗ-34 ТОЗ-34 Обычное охотничье ружьё. Одно из самых распространённых видов оружия у новичков. Вырезано из игры.
Обрез двустволки ТОЗ-БМ-16 Обрез охотничьего ружья. Одно из самых распространённых видов оружия у новичков.
СПСА-14 SPAS-12 Гладкоствольное ружье. Отличается высокой надёжностью и гибкостью в применении, но это оружие имеет довольно большой вес и сложное устройство, соответственно и высокую цену. В Зоне, лучшее оружие для ближнего боя. Ёмкость магазина 8 патронов.
Чейзер 13 Winchester 1300 Гладкоствольное помповое ружье американского производства, созданное для применения в самых неблагоприятных условиях и отличающееся высокой надёжностью. Все детали снабжены антикоррозионным покрытием. Для снаряжения используются боеприпасы калибра 12х70.
Автоматы
Акм 74/2У АКС-74У Достоинства: высокая мобильность в стеснённых условиях, возможность скрытого ношения, довольно высокая пробивная способность патрона. Недостатки — малая прицельная дальность стрельбы, невысокое останавливающее действие пули, склонность к быстрому перегреву при стрельбе. Ёмкость магазина 30 патронов.
Гадюка 5 H&K MP5A3 Один из лучших в своем классе пистолет-пулемёт. В Зоне — оружие удобное для ближнего боя. Ёмкость магазина 30 патронов.
ГП37 H&K G36 Штурмовая винтовка немецкого производства, представляющая собой первоклассный образец современного оружия — лёгкого, надёжного и эргономичного. Ёмкость магазина 30 патронов.
Акм 74/2 АКС-74 В Зоне оружие военных и сталкеров среднего уровня. Ёмкость магазина 30 патронов.
ИЛ86 L85A2 Единственным достоинством является хорошая точность первого выстрела и штатный прицел 4-кратного увеличения. Ненадежна. Сильно уводит ствол при стрельбе очередями. Ёмкость магазина 30 патронов.
ТРс 301 LR-300 «Легкая винтовка эффективного огня до 300 метров» — так расшифровывается её название. Одной из причин высокой точности стрельбы этой винтовки является исключительно ровный спуск, сама винтовка высоко маневренна и прикладиста, обеспечивает быструю наводку на цель. Оружие опытного сталкера. Ёмкость магазина 30 патронов.
Спецавтомат «ВЛА» АС «Вал» Предназначен для применения специальными подразделениями в условиях, требующих бесшумной и беспламенной стрельбы. Ёмкость магазина 20 патронов.
ФТ 200М FN F2000 Автоматно-гранатометный комплекс с компьютеризованным прицелом-модулем управления огнем и 40 мм гранатометом. Оружие ветерана или мастера. Ёмкость магазина 30 патронов.
Гром С14 ОЦ-14 «Гроза» Очень удобный для Зоны вариант штурмовой винтовки. Компактный, мощный, универсальный, надежный. Оружие опытного сталкера. Это оружие любят использовать военные сталкеры. Ёмкость магазина 20 патронов. В основном его предпочитает Долг.
Абакан АН-94 «Абакан» Разработанная на базе узлов семейства АК штурмовая винтовка. Одно из основных отличий от исходного оружия — способность обеспечивать прицельную стрельбу короткими очередями. Для снаряжения используются боеприпасы калибра 5,45x39 мм.
СГИ 5к SIG SG-550 Одна из относительно новых швейцарских штурмовых винтовок под натовский патрон. Точность, мягкая отдача и высокая надёжность данного оружия быстро завоевали ему самую широкую популярность. Для снаряжения используются боеприпасы калибра 5,56x45.
Снайперское оружие
Винтарь ВС Винторез Винтовка снайперская-специальная. Предназначена для бесшумной и беспламенной снайперской стрельбы. Винтовка имеет интегрированный глушитель. С 400 метров пробивает любой бронежилет. При этом сделать это можно практически бесшумно. Оружие опытного сталкера и ветерана. Ёмкость магазина 10 патронов.
СВДм 2 СВД В Зоне её предпочитают опытные сталкеры группировки «ДОЛГ». Ёмкость магазина 10 патронов.
СВУмк2 СВУ Очень удобный для путешествий по Зоне, компактный вариант, мощной автоматической снайперской виновки. Ёмкость магазина 10 патронов.
Гаусс-пушка Пушка Гаусса Сверхточное оружие, сделанное сталкерами, при большой мощности выстрела отдача невелика и сам выстрел бесшумен, так как используется энергия артефакта «Вспышка».
Гранатомёты
Бульдог-6 РГ-6 Ручной гранатомет револьверного типа. Обычно используется армейскими частями для уничтожения крупных стай мутантов.
РПГ-7 РПГ-7 Старый гранатомет советских времен, в огромном количестве оставшийся на военных складах, откуда и попадает в Зону. Не совсем обычное оружие для сталкеров. Большой вес и размеры, а также весьма «специфическое» применение делают его не очень популярным.
[править] Защитные костюмы
В игре присутствует большое количество защитных костюмов (смотрите таблицу ниже). Каждый из них имеет восемь стандартных характеристик:
* Защита от ожога
* Защита от электрошока
* Защита от удара
* Защита от разрыва
* Защита от химического ожога
* Защита от взрыва
* Пулестойкость
* Защита от радиации
Название Краткое описание Характеристики
Кожаная куртка Обычная кожаная куртка, имеет минимальную защиту от всех аномальных и физических повреждений. Не защищает от радиации. Первая броня, получаемая новичком в Зоне.
Бандитская куртка Чёрная кожаная куртка со вшитыми броневыми элементами. Даёт защиту, крайне слабую в жёстких условиях Зоны.
Комбинезон наёмника Защитный комбинезон сталкеров из группировки «Наёмники». Создан по образцам экипировки спецназа западных армий. Крайне слабая защита от физических повреждений.
Комбинезон сталкера Комбинезон сталкера представляет собой неплохое сочетание лёгкого армейского бронежилета и комбинезона из прорезиненой ткани. Неплохо защищает от слабых физических повреждений. Имеет среднюю защиту от ожогов и радиации, недостаточную для вылазок к центру Зоны. Используется многими свободными сталкерами.
Комбинезон "Монолит" Комбинезон сталкеров из группировки «Монолит». По защитным характеристикам лучше чем «комбинезон сталкера». Неплохо защищает от слабого стрелкового оружия. Уровень защиты от аномальной активности крайне слабый.
ПСЗ-9д «Броня Долга» Комбинезон сталкеров из группировки «Долг». Предоставляют хорошую защиту от различных вредных воздействий.
ПСЗ-9Мд «Универсальная защита» Доработанный комбинезон ПСЗ-9д. Добавлены системы дыхания с замкнутым циклом и встроенная системы подавления аномальных полей. Предоставляет хорошую защиту от пулевого и осколочного попадания, а так же отличную защиту от аномальных воздействий.
Комбинезон «Ветер Свободы» Комбинезон сталкеров из группировки «Свобода». Облегченный «комбинезон сталкера». Лёгкий армейский бронежилет и накладные кевларовые пластины. Может защитить от слабого огнестрельного оружия.
Комбинезон «Страж Свободы» Комбинезон сталкеров из группировки «Свобода». В составе: неплохой армейский бронежилет и накладные усиливающие циркониевые элементы. Материал костюма состоит из двух слоёв: специально обработанной кожи и ткани с асбестовой нитью. Дает хорошую защиту от пуль и осколков на маленьком расстоянии.
Бронекостюм «Берилл 5М» Берилл-5М — модифицированная для работы в условиях Зоны экипировка спецназа. В основу положен армейский бронежилет серии ПСЗ-9а с бериллиевым напылением в соединение со шлемом Сфера-8. Предназначен для операций в условиях Зоны. Малоэффективен в против аномальной активности.
Армейские бронекостюмы «СКАТ-9» и «СКАТ-9М»(СКАТ-10) СКАТ-9 армейский бронекостюм, созданный для проведения штурмовых операций условиях Зоны. В основу положен тяжёлый армейский бронежилет серии ПСЗ-12п и шлем Сфера-12М. Создаёт великолепную защиту от пулевого и осколочного попадания. Модификации: «СКАТ-9М»(СКАТ-10)
Комбинезон СПП-99 «Эколог» Создан для работы в условиях Зоны. Используется экспедициями учёных. Встроенная система фильтрации воздуха. Имеет отличную защиту от аномального воздействия.
Комбинезон СПП-99М Усиленный комбинезон ССП-99, добавлена защита от физических повреждений, предназначен для охраны научных экспедиций. Отличная защита от радиации и аномалий. Один из лучших костюмов в Зоне.
Комбинезон «Сева» Производится одним из киевских НИИ в отличии большинства комбинезонов, которые производятся в Зоне. Сделан из бронированного комбинезона и системы дыхания с замкнутым циклом. Имеет отличную защиту от аномальных воздействий и неплохую — от физических повреждений. Хороший комбинезон для работы в Зоне..
Экзоскелет Экспериментальный образец экзоскелета. В серийное производство не вышел, из-за некоторых ошибок в проектировании. В нем устранены конструктивные недостатки, сильно снижавшие подвижность.
[править] Графический движок X-Ray
В игре используется игровой движок X-Ray. Графический движок в качестве API может использовать как DirectX 8.1, так и DirectX 9 с использованием Shader Model 3.0. Движок поддерживает рендеринг до одного миллиона полигонов на кадр. Особенности X-Ray: рендеринг в расширенном динамическом диапазоне (HDR), параллакс- и нормалмаппинг, мягкие тени (англ. soft shadows), эффект размытия изображения (англ. motion blur), поддержка широкоэкранных дисплеев, погодные эффекты и циклы смены дня и ночи (англ. day/night cycles). Как и другие движки, которые используют технологию отложенного затенения (англ. deferred shading), X-Ray не поддерживает совместное использование полноэкранного сглаживания и динамического освещения. В драйверах nVidia ForceWare 169.xx и более поздних есть возможность принудительно включить полноэкранное сглаживание, которое оказывается совместимо с динамическим освещением, но при этом сильно падает производительность. Кроме того, через консольные команды или редактирование конфигурационного файла можно активировать «поддельную» форма сглаживания может работать со динамическим освещением, в этом случае изображение размывается для достижения ложного впечатления от сглаживания без падения производительности.[16] Действие игры происходит на территории площадью 30 кв. километров (указано по давним обещаниям разработчиков, на самом деле в вышедшей игре разделена на локации довольно небольшой площади), и внешние, так как и внутренние уровни имеют одинаковое количество деталей. Некоторые текстуры в игре являются фотографическими.[17]
[править] Физический движок
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl использует сильно модифицированную версию физического движка Open Dynamics Engine (ODE). Движок поддерживает сотни физически интерактивных объектов на разных уровнях. Используются Физика Ragdoll, разрушаемые объекты, реалистическая баллистика пуль, скелетная анимация и некоторые другие технологии.
[править] Физика пуль
S.T.A.L.K.E.R. использует реалистичную физику пуль (англ. bullet physics), подобную той, что использовалась в играх Tom Clancy's Ghost Recon Advanced Warfighter и Operation Flashpoint. Пули подвержены силе тяжести, рикошетят от наклонных поверхностей под наклонными углами. Ручное огнестрельное оружие имеет малую кучность при стрельбе без прицела. Чтобы попасть в цель, находящуюся на средних или дальних расстояниях, игрок должен использовать несъёмные прицельные приспособления (англ. iron sights) или навесные оптические прицелы. [18]
[править] Искусственный интеллект
Движок X-Ray использует проприетарную и эксклюзивную систему искусственного интеллекта, названную A-Life (Artificial Life — русск. Искусственная Жизнь). A-Life подразделяется на локальную и глобальную. Локальная — действует приблизительно в радиусе 150 метров от игрока, сложная система симуляции жизни: на протагониста нападают монстры и NPC, нападения на лагеря группировок при участии игрока, — в общем все то, что можно наблюдать своими собственными глазами, а не предполагать что что-то произошло. Глобальная — это упрощенная система искусственного интеллекта, действует везде и всегда. Все события, которые мы не видим, но потом узнаем о них — примером результата ее действий являются военные действия сталкеров, в результате которых мы можем найти мертвых NPC. Все перемещения «населения» Зоны также контролируются A-Life, если сталкер переходит с одной локации на другую, он на самом деле туда переходит, а не перемещается, телепортируясь с места на место.[19][20]
[править] Погода
Погодная система интегрирована в разные части ландшафта и предоставляет множество погодных эффектов, таких как солнечные дни, штормы и ливни. Доступное оружие, поведение искусственного интеллекта, игровая тактика и система ранжирования зависят от погоды.
[править] Мультиплеер
Мультиплеер, как и в многих других современных играх, доступен через локальную сеть (англ. LAN) и Интернет. Поддерживается до 32 игроков. На данный момент присутствует три игровых режима: дезматч (англ. Deathmatch), командный дезматч (англ. Team Deathmatch) и «Охота за артефактами» (англ. Artifact hunt). В игре также используется система рангов (англ. ranking system). В мультиплеере восстановлено множество локаций, вырезанных из игры. Среди них «Бассейн», завод «Росток», Собачья Деревня.
[править] Software Development Kit
14 мая 2007 года была выпущена бета-версия SDK для мультиплеера.[21]
Выпуск официального SP SDK — не планируется. В связи с этим несколько MOD-мейкеров создало специальные дополнения, к существующей бета-версии SDK, для возможности создания SP карт.[22]
[править] Саундтрек к игре
Над саундтреком к игре трудились украинская мелодик-дез группа FireLake и Владимир «MoozE» Фрей. Песню «Dirge for the planet» в исполнении FireLake, можно услышать в бункере у Сидоровича. Мелодия «Gurza Dreaming» в исполнении «Addaraya», будет играть в баре «100 рентген».
Саундтрек можно поделить на «внутриигровой» и «внеигровой» — песни от FireLake и Addarya используются в качестве музыки, звучащей по радио или на аудиоплеере внутри игры, в то время как композиции от MoozE в стилях Dark Ambient и Noise в жанре Ambient используются «за кадром», для создания угнетающей атмосферы заброшенности, присущей Зоне Отчуждения в S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl.
Список композиций:
1. Mutation (музыка: MoozE)
2. Dead Cities Pt.2 (музыка: MoozE)
3. Radwind Pt.1 (музыка: MoozE)
4. Tunnels (музыка: MoozE)
5. The Thing (музыка: MoozE)
6. S.A.D. (музыка: MoozE)
7. Cold/Freezing Out (музыка: MoozE)
8. Zone Triggers (музыка: MoozE)
9. Radwind Pt.2 (музыка: MoozE)
10. Sleeping In Ashes v.2 (музыка: MoozE)
11. Rads Pt.1 (музыка: MoozE)
12. Dirge for the Planet (текст: О.Яворский, музыка: FireLake)
13. Fighting unknown (музыка: FireLake)
14. Against the ionized odds (музыка: FireLake)
Саундтрек игры доступен для скачивания на официальном сайте игры, в формате Ogg, а также образ сборника (связка .bin + .cue)[23]
Также музыку можно «вытащить» из архивов игры, и там композиций будет 20 (включая главную тему игры — музыку, играющую в меню), из них некоторые в игре использованы не были.
Чистое Небо («Clear Sky»)
Основная статья: S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо
В 2008 году вышел приквел S.T.A.L.K.E.R. — S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо, действие которого происходит в 2011 году. Игра вышла 22 августа на территории России и других стран СНГ.
[править] Интересные факты
* S.T.A.L.K.E.R. — одна из наиболее долго разрабатывавшихся игр. Релиз игры неоднократно переносили, так что дата её выхода стала для многих «притчей во языцех» наряду с Duke Nukem Forever и вышедшей в 2006 году Prey. Про выход S.T.A.L.K.E.R. даже существовала шутка: «Радиация из Чернобыля раньше выветрится, чем S.T.A.L.K.E.R. выйдет», а также искажённое название «Ж. Д. А. Л. К. Е. Р.».
* Несмотря на очевидное «идейное» влияние романа «Пикник на обочине» (авторы — братья Стругацкие, Аркадий и Борис), а также фильма «Сталкер» Андрея Тарковского на мир и сюжетное наполнение игры, связь эта ни в титрах проекта, ни где-либо ещё официально не упоминается.
* В Чернобыльской Зоне Отчуждения действительно время от времени бродят мародеры-сталкеры, которые выносят радиоактивные предметы: моторы, двигатели, картины, статуэтки.
* Начальным названием игры было «S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost», которую литературно можно было перевести как «потерянное забвение». Но в 2004 году название сменили на «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl» не только для легкого понимания названия игры, а ещё для западных потребителей которые не знакомы с романом братьев Стругацких «Пикник на Обочине». В России игра называется коротко и понятно: S.T.A.L.K.E.R.
* S.T.A.L.K.E.R. — аббревиатура от Scavengers, Trespassers, Adventurers, Loners, Killers, Explorers, and Robbers (Падальщики, Нарушители границ, Авантюристы, Одиночки, Убийцы, Исследователи и Разбойники). Именно такая расшифровка появилась на многих новостных сайтах 13 марта 2007 года. Впрочем, эта расшифровка не является официально заявленной разработчиками или издателем и выглядит «притянутой за уши»[источник?]. По некоторым сведениям, такая особенность названия игры объясняется необходимостью соблюдения создателями игры авторских прав. Дело в том, что ранее уже была создана игра с одноимённым названием («Stalker»), и в связи с этим авторам «S.T.A.L.K.E.R.» пришлось изменить название, поставив точки после каждой буквы в первом слове и искусственно сделав его аббревиатурой, подобрав к ней более или менее подходящие по смыслу слова.
* Также, из-за присутствия в игре водки, появилась шуточная расшировка — STrong ALcohol KeepER.
* Во вступительном видеоролике показана газета «Московский Комсомолец», номер за 29 сентября 2004 года (Сидорович его ещё смахивает со стола).
* Все автоматы семейства Калашникова в игре имеют затвор с левой стороны, а не с правой, как положено. Отстрелянные гильзы будут отлетать стрелку в лицо.
* Названия видов оружия не лицензированы разработчиками, поэтому в игре встречаются изменённые названия (например, название «FN F2000» заменено на «ФТ 200М»).
* В игре можно найти мёртвого Гордона Фримена — главного героя серии игры Half-Life.
* В утонувшем в карьере вагончике, на НИИ Агропром, сидит до смерти напуганный военный. Он рассказывает, что где-то на локации есть отремонтированный Запорожец.
* В баре «100 рентген» на полке рядом со свинной головой стоит банка зелёного горошка «Бондюэль». Значит, «Бондюэль» просуществует до 2012 года.
* Несмотря на то, что разработчики обещали реализовать систему Выбросов, в самой игре Выбросы происходят только два раза: в конце игры возле ЧАЭС и на Янтаре во время снятия замеров (не произойдёт если эколог погибнет).
* Название водки совпадает с названием одной из игр компании GSC Game World, «КАЗАКИ». Кроме того в описании водки говорится, что производителем является компания GSC.
* Ряд монстров был вырезан и не вошёл в финальную версию игры, однако на базах группировок есть чучела котов-мутантов и головы химер, а сталкеры в анекдотах упоминают бюреров.
* На Армейских складах есть карта с указанием пути в Мертвый город. При попытке достигнуть точки перехода Меченый попадает на вполне реальный блок-пост наемников.
* В вырезанном Мёртвом Городе Стрелок должен был встретиться с Болотным Доктором после попадания в плен к наемникам на Армейских Складах, а затем бежать через тоже вырезанный Мёртвый Лес (Рыжий Лес).
* Из игры вырезаны несколько видов аномалий. Одна из них — «Дорога „не вернёшься“». Должна была располагаться в Мёртвом Городе. На устаревших сайтах можно найти упоминание о аномалии «Лифт».
* За искусственные ограничения игрового мира (заборы, колючку, холмы, смертельный радиационный фон) можно выбраться на локациях Бар, Армейские склады, Выжигатель мозгов, Дикая территория, Янтарь, Припять.
* Рекорд скоростного прохождения игры составляет 15 минут.